Как правильно выбрать натуральный драгоценный камень?!

Поделиться

Как правильно выбрать натуральный драгоценный камень?!

Скорее всего, вы уже слышали о четырех основных факторах оценки драгоценного камня – цвете, огранке, чистоте и весе в каратах, – но вы удивитесь, что на деле их существует гораздо больше. Система четырех факторов – это искусный удобный способ объяснить цену камня. Но это способствует тому, что покупатель забывает о важности качества огранки, прозрачности и обработки. К примеру, в кратком лабораторном отчете написано, что огранка камня – круглый бриллиант. Вы можете подумать, что это говорит вам все об огранке, но это не так. Также важно качество огранки, и это отдельный ценовой показатель, от формы до стиля.

choose_natural_gemstone.jpg

Если вы ничего не знаете об обработке камня, то оцените два равно красивых нефрита одинаково. Однако один из них может быть окрашен или обесцвечен, а другой – натурального цвета. Стоить они должны по-разному.

Сравнивая мутноватый камень с прозрачным, имейте в виду, что прозрачность влияет на качество. Прозрачность и чистота часто взаимосвязаны, но это не одно и то же. Камень может быть кристально прозрачным, но быть нечистым. И, напротив, при идеальной чистоте у камня могут иметься замутнения.

Цвет драгоценного камня

Цвет: его можно разделить на три составляющие:

Оттенок: сюда относятся цвета, присутствующие, к примеру, в радуге, – синий, зеленый и сине-зеленый. Коричневый, черный, серый и белый цвета оттенками не являются.

Тон: насыщенность цвета, степень светлых или темных тонов.

Интенсивность серого или коричневого цвета, ослабляющая оттенок: эта составляющая называется «насыщенность», «интенсивность» или «цветовая маска», в зависимости от того, какую цветовую систему вы используете. К примеру, камни с высоким насыщением цвета практически не имеют примесей серого или коричневого.

Продавцы драгоценных камней часто расходятся во мнении, что лучше для камня типа сапфира или изумруда – тон или оттенок. Однако сходятся в одном – чем меньше наличия коричневого или серого цвета, тем выше ценность камня.

Если вы покупаете камень для себя, то большого значения его цвет не имеет, так как вы выбираете то, что подходит именно вам. Однако, если вы приобретаете камни для вложения денег или в подарок, помните, очень светлые или очень темные камни обыкновенно стоят меньше.

Оценивая цвет драгоценного камня, руководствуйтесь следующим:

  • Протрите камень мягкой тканью, если он загрязнился.
  • Поверните камень и изучите его с разных углов. Учтите, что цвет следует оценивать, держа камень прямо перед глазами.
  • Посмотрите на камень при разных типах освещения – лампа накаливания, лампа дневного света и при естественном освещении. Камни высокого качества выглядят хорошо при любом типе освещения. Для классификации обыкновенно используют лампу дневного света.
  • Изучите камень, положив на разные поверхности – белую, черную – и приложив к своей коже.
  • Посмотрите на камень под прямым светом и вне его. Камень хорошего качества имеет хороший цвет и без прямого освещения. Осмотрите камень на предмет распределения цвета. Могут попадаться участки, где цвет распределен неравномерно или сосредоточен в одном месте. Это может снизить ценность камня. Самое плохое – это видимое при осмотре явное сосредоточение цвета.
  • Сравните стороны камня с другими камнями такого же типа – цветовые оттенки будут более заметны.

Качество огранки: у хорошо ограненного самоцвета блеск и цвет равномерны по всему камню. Там не должно быть видимого «окна» – бледной потускневшей области в центре камня, сквозь которую можно даже смотреть. В целом чем больше «окно», тем хуже огранка.

  • Чтобы проверить наличие «окна», держите камень на 2–5 см над контрастной поверхностью (над рукой или листом с текстом) и пытайтесь посмотреть сквозь камень сверху, не наклоняя его. Если сквозь центр вы видите руку или текст, значит, у камня имеется «окно».
  • Покупая камень, посмотрите на его очертание. Вид сбоку покажет, насколько камень подходит для огранки, – возможно, он слишком крупный или неровный.
  • Оценивая огранку, также обращайте внимание на качество, сложность и оригинальность граней (грани – расположение маленьких полированных поверхностей).
  • Огранка и создание пропорций на более дорогих камнях, типа изумруда, рубина и александрита порой менее ценны, потому как высокая стоимость материала приводит к тому, что ювелир пренебрегает красотой в пользу веса.

Форма и стиль огранки: форма камня – это его внешние контуры. Самые распространенные формы – это маркиз, груша, сердце, овал, античная огранка и кабошон – квадратная или треугольная форма, с закругленными сторонами и сглаженными углами.

ogranka.jpg

Камни могут быть любой геометрической формы или же походить на какой-нибудь объект – животное, колокол, звезду, полумесяц и т. д., также камень может быть свободной абстрактной формы. Огранщики стараются выбрать форму и стиль огранки, позволяющие подчеркнуть предпочтительные цвета и блеск, свести к минимуму нежелательные изъяны и получить максимальный вес готового изделия. При маленьких калиброванных размерах есть тенденция делать ту огранку, которую желает изготовитель, даже если форма предполагает большую потерю веса. Стандартные размеры и формы предназначены для ювелирных изделий массового производства.

Влияние формы на цену зависит от продавца, типа камня, его веса, качества и спроса на форму. К примеру, круглый рубин высокого качества весом в 1 карат может стоить на 15–20 % больше, чем рубин с античной огранкой. При более маленьких размерах форма может никак не влиять на стоимость. Предмет оценки формы слишком сложен, чтобы описывать его. Просто помните, что нужно разумно сравнивать и оценивать камни, имеющие одинаковую форму и огранку.

ogranka2.jpg

Ступенчатая огранка: грани идут рядами, напоминая ступени лестницы. Обычно грани 4-сторонние, удлиненные и параллельны рундисту. Если углы при данной огранке образуют восьмигранник, то такая огранка называется изумрудной, потому как изумрудам обыкновенно придают такую форму.

Бриллиантовая огранка: обычно имеет 3 пояса сияющих граней. Также встречаются грани в форме воздушного змея и правильного ромба.

Смешанная огранка. Сочетание ступенчатой и бриллиантовой огранок. Популярный метод для самоцветов.

На рынке появилось много новых стилей огранки и для обработки драгоценных камней. Дизайнерская огранка с хорошими пропорциями ценится выше, чем традиционная.

Кабошон – самая низкая по стоимости огранка.

Вес в каратах и размер драгоценного камня: карат – мера веса, равная 1/5 г. В большинстве случаев, чем выше категория веса в каратах, тем выше цена за карат. Однако, к примеру, рубин весом в 1 карат гораздо более ценен, чем несколько мелких рубинов общим весом в 1 карат. Причина этому – ограниченное количество ресурсов крупных рубинов. Сравнивая цены на ювелирные изделия, обращайте внимание не только на качество, но и на вес. Есть разница между 1 ct TW (1 карат, полный вес) и 1 ct (вес самого камня). Сравнивая стоимость прозрачных самоцветов, следует учитывать стоимость карата, вместо того, чтобы сосредотачиваться на общей стоимости камня. Тщательней сравнивайте цены, дилеры покупают и продают большинство камней по стоимости карата. Следующие вычисления помогут вам вычислить стоимость карата и общую стоимость камней.

Стоимость карата = стоимость камня: вес в каратах Общая стоимость камня = вес в каратах × стоимость карата.

Многие полупрозрачные и матовые камни, такие как нефрит, малахит и халцедон, продаются поштучно, по размеру, но не на вес. Камень дизайнерской огранки также может оцениваться поштучно, а самоцветы весом меньше полкарата оцениваются по размеру в миллиметрах.

Чистота драгоценного камня: чистота – это степень отсутствия в камне изъянов (показателей чистоты). Изъяны внутри камня (например, трещины, кристаллы, заполненные жидкостью полости) называются включениями. Изъяны на поверхности камня (царапины, углубления, потертости) – это дефекты. Имеется принятый уровень чистоты камня, когда включения не видны невооруженным глазом.

Некоторые камни склонны чаще, чем другие, иметь включения. К примеру, у изумрудов довольно часто имеются видимые изъяны, а аквамарин очень чистый камень. Как следствие, видимые включения в большой степени допустимы для изумруда, чем для аквамарина. Два других камня, у которых обычно имеются видимые изъяны, – рубин и александрит. Есть камни, у которых обыкновенно высокая чистота. Это – аквамарин и голубой циркон, цитрин, зеленый турмалин, кунцит, топаз и танзанит. Некоторые камни невозможно отнести к высокой или низкой степени чистоты. Это такие камни, как аметист, голубой турмалин, гранат, сапфир, шпинель и зеленый, оранжевый и красный циркон.

Так как чистота может меняться от одного типа камня к другому, оценивайте ее, сравнивая камни одного типа. Чем выше чистота, тем более ценен камень. Сначала оцените камень на глаз. Затем используйте 10-кратное увеличение, чтобы выявить включения типа трещин, которые создают проблемы прочности. При таком осмотре также видна окраска и другая обработка.

Прозрачность драгоценного камня: камни, которые выглядят замутненными и полупрозрачными содержат мелкие частицы, которые препятствуют прохождению света. Некоторые лаборатории называют эти частицы текстурой. Большие частицы также могут создавать текстуры и ослабляют прозрачность камня. Наличие множества частиц влияют на цвет, придавая ему сероватый оттенок и тусклость.

Прозрачность может иметь большое влияние на качество камня, особенно на изумруд, рубин, сапфир, опал, нефрит, звездный камень и кошачий глаз. К примеру, индийский звездный рубин, будучи практически непрозрачным, стоит около 20 долл. Если он будет полупрозрачным, стоимость возрастет до 400 долл. (Непрозрачный камень не пропускает свет, в то время как полупрозрачный напоминает морозное стекло.) Мутный сапфир обыкновенно стоит около 10 долл. Цена прозрачного камня возрастает до сотен долл.

Обычно чем выше прозрачность, тем более ценен камень. Но есть ряд исключений. Рубины и сапфиры с небольшим количеством текстуры могут быть оценены так же или чуть выше, чем камни с прозрачностью бриллианта. В случае с черным опалом матовые камни ценятся выше, чем те, что более прозрачны.

Состояние обработки камня: большинство самоцветов так или иначе обрабатываются, чтобы улучшить цвет, чистоту и блеск. Высококачественные необработанные камни обыкновенно очень ценятся. Не вся обработка одинаково воздействует на камень. Некоторые способы, такие как окрашивание и заполнение трещин, имеют более негативное влияние на качество, чем, например, термообработка.

Оптические эффекты. У камней могут проявляться необычные оптические эффекты. К примеру, некоторые камни, такие как рубин, сапфир, гранат, шпинель и розовый кварц, могут обнаруживать звездный эффект. Эффект «кошачьего глаза» можно наблюдать на некоторых кварцах, изумрудах, аквамаринах, хризоберилле и турмалине. Чем отчетливей и очевидней проявления, тем ценнее камень при других равных свойствах. Однако не ожидайте, что явление на природном камне будет столь же отчетливым, как на искусственном.

Типы обработки драгоценных камней

Если бы предложение по драгоценным камням распространялось только на те образцы, которые имеют внешнюю привлекательность, они были бы столь дороги, что большинство просто не могло бы их себе позволить. Поэтому многие камни подвергаются обработке. Обработка – это процесс включающий в себя нагревание, смазывание, облучение, вощение или окрашивание, в результате которого меняется внешний вид камня.

Термическая обработка: веками камни подвергались термической обработке для улучшения цвета. За последние 30 лет температуры, при которых происходит обработка, повысились и доходят до 1600 °C и выше. Кроме того что температура осветляет камень или делает его темнее, она может улучшить чистоту. Имейте в виду, что, даже если в чеке не указан факт обработки, такие камни, как аквамарин, сердолик, цитрин, рубин, сапфир, танзанит, розовый топаз, голубой и красный циркон, турмалин, часто ей подвергаются.

Обработка под высоким давлением и (НРНТ ) - это новый способ обработки алмазов. Используется для осветления коричневого алмаза или придания ему желто-зеленого оттенка.

Облучение: только некоторые типы камней могут быть улучшены таким способом:

  • «Черные» или «темные» жемчужины: изготовлены из бесцветного выбеленного жемчуга; имеют устойчивый цвет, темнеют после обработки.
  • Голубой топаз: основа – бесцветный топаз. Облучение придает коричневый оттенок, после термической обработки камень приобретает стабильный голубой цвет.
  • Зеленые, голубые, желтые и коричневые алмазы: получены из светло-желтого или коричневого алмаза. Цвет устойчивый.
  • Дымчатый кварц: основа – бесцветный кварц (горный кристалл). Цвет устойчивый.
  • Розовый и красный турмалин: получен из светло-розового турмалина; цвет относительно устойчив, но может иногда выгорать при ярком свете.
  • Желтый берилл: в основе – бесцветный берилл. Некоторые выгорают на свету или при высокой температуре.
  • Желтый или оранжевый сапфир: получен из бесцветного или светло-желтого сапфира. Выгорает довольно быстро. Большинство желтых сапфиров были подвергнуты термической обработке.

Обесцвечивание: для осветления или обесцвечивания могут использоваться химикаты. Жемчуг, кораллы обыкновенно подвергаются обесцвечиванию. Нефрит также обесцвечивается и затем наполняется синтетическим материалом.

Заполнение трещин и полостей: если трещины на поверхности камня заполнены подходящим веществом, то они менее заметны и в целом качество цвета и прозрачности может улучшиться. Масло, воск, стекло, смола или эпоксидный клей используются как наполнители. Некоторые наполнители могут со временем испаряться и оставлять белый или коричневый осадок. Большинство наполнителей реагируют на температуру паяльной лампы ювелира.

Практически все алмазы заполнены маслом, воском, смолой или веществами, подобными эпоксидному клею. Некоторые алмазы содержат стеклоподобную пленку. В рубинах можно обнаружить масло, эпоксидный клей или стекло. Наполнители могут быть как в трещинах, так и в полостях. Камни без наполнителей – предпочтительней. Чем меньше наполнения, тем лучше камень.

Окрашивание: рубины, изумруды, нефрит и другие камни могут иметь небольшие трещинки на поверхности, которые иногда подкрашивают цветными маслами, эпоксидным клеем или красителями. Особенно если камень низкого качества. Некоторые камни, как лазурит, халцедон и агат, изначально пористые и легко окрашиваются без дополнительной обработки. Черный оникс – это обычный окрашенный халцедон. Также можно окрашивать жемчуг и опал.

Распыление на поверхности: такая обработка может создавать рубин, зеленый топаз или голубой, желтый и оранжевый сапфир из бледного или серого камня, а также формировать звезды. Бледные камни закладываются в цветные химические порошки, а затем нагреваются до температуры 1700 °C и выше, пока тонкий слой цвета не покроет всю поверхность. Такой цвет очень устойчивый, но остается только на поверхности. Следовательно, напыление может сойти, и появятся белые области.

Пропитка и покрытие воском или пластиком. Драгоценные камни обрабатываются воском или пластиком с тем, чтобы скрыть трещины и придать блеск поверхности. Пропитка также может улучшить прочность и цвет. Этой обработке иногда подвергаются бирюза, нефрит, лазурит, малахит, изумруд и амазонит. Другие покрытия включают в себя лак, эмаль, алмазную пленку и чернила.

Лазерная обработка. Такая обработка нужна, чтобы избавиться от темных включений в бриллианте. Сфокусированный лазерный луч просверливает узкое отверстие к темному участку бриллианта. Если включение не испаряется само по себе, то его потом растворяют или выбеливают кислотой. После обработки отверстие имеет вид белой точки на поверхности и тонкой линии, если смотреть сбоку, если только отверстие не заполнили стеклом, чтобы скрыть линии.

Не все драгоценные камни обрабатываются. Александрит, гранат, лунный камень и шпинель обыкновенно оставляют нетронутыми.

Зачем обрабатывают драгоценные камни

  • Стабильность: облученные желтые сапфиры могут померкнуть через несколько минут после обработки, поэтому такой способ не применяется. Однако термическая обработка сапфиров обычно придает стабильный цвет.

Цвет облученных жемчужин устойчив и не оставляет на теле следов, как это бывает с окрашенным жемчугом.

Просверливание лазером – более приемлемая обработка бриллианта, чем заполнение трещин, потому как лазер дает неизменный результат. Наполнитель может изменяться, если камень попал под ювелирную лампу или же его длительно и многократно подвергали ультразвуковой чистке. Некоторые наполнители становятся мутными или обесцвечиваются, если камень долго находится на свету.

Добавление инородных материалов. Другая причина, по которой нагревание и облучение более предпочтительны, это то, что в этом процессе не применяются химикаты, масла, воск или синтетические вещества. Исключение составляет термическая обработка с бурой. Когда бура переходит в стекло и заполняет трещины и полости, то это нежелательно, потому как стоимость камня, например рубина, уменьшается.

Внутренние изменения: термическая обработка, производимая при температуре 1600 °C и выше, может растопить включения, создать мелкие трещинки, мутность и изменить все внутренние свойства камня. Поэтому предпочтительней обрабатывать камни при низких температурах.

  • Конкуренция. Маленькие японские жемчужины (Акойя), которые затемнили облучением и окрасили, принимаются в торговлю, потому как обработка дает покупателю возможности, которые недоступны при покупке простых жемчужин Акойя.

Новые бриллианты, обработанные по технологии ВДВТ, создают конкуренцию высококачественным необработанным бриллиантам, тем самым затрудняя куплю-продажу и распознавание.

Большинство танзанитов обрабатываются при высокой температуре, чтобы усилить цвет и устранить коричневый, серый или зеленый оттенки. Низкотемпературная обработка (600–700 °C) обеспечивает стойкий цвет, вполне приемлема и применяется даже к высокопробным камням.

Правила, которые нужно соблюдать при покупке драгоценных камней

Когда вы тратите несколько тысяч рублей на драгоценный камень, состояние обработки не является основным фактором. Просто имейте в виду, что рубины, сапфиры, аквамарины  и танзаниты были обработаны, а у изумруда заполнили трещинки. Наслаждайтесь, надевая эти камни и цените то, что обработка позволяет покупать красивые драгоценности по приемлемой цене.

Пропитанные маслом изумруды хорошо принимаются на рынке, потому как часто у них имеются трещины, и их необходимо заполнять для улучшения чистоты. Поэтому, покупая дорогой изумруд, имейте в виду, что он может быть обработан маслом или другим веществом. Главным вопросом должен быть: насколько большая площадь была обработана и как это повлияло на внешний вид?

Рубины, не обработанные маслом, легко доступны, и такая обработка не допускается, хотя часто и проделывается при наличии трещин на поверхности.

Однако, когда сумма превышает тысячи рублей, тип и объем обработки – важный фактор. Вот о чем нужно помнить:

  • Работайте с продавцами, которые объясняют обработку простым доступным языком, не используя эвфемизмов и непонятных слов.
  • Хороший продавец расскажет как о положительных, так и об отрицательных сторонах обработки.
  • Спросите, были ли обработаны камни, и если да, то как. Ответ даст картину об этике продавца.
  • Требуйте у продавца указать всю информацию об обработке в чеке. Если камень необработан, это тоже должно быть обозначено.
  • Запросите для дорогих камней отчет из лаборатории, который включает в себя информацию об обработке.












© 2008-2019 | CLIACK-ART-STUDIOl | All rights reserved |